С поступлением в школу ребенок выходит на новую жизненную позицию, которой должен соответствовать. В связи с этим меняется отношение к себе и окружающим. Социальная готовность выражается в умении ребенка налаживать коммуникации со сверстниками, взрослыми. Это помогает быстро и легко адаптироваться в новой среде.
Определить социальную готовность ребенка к школе можно по таким критериям:
соблюдение правил поведения и понимание их смысла;
умение прислушиваться к мнению других;
развитие навыков сотрудничества;
самостоятельное решение несложных проблем;
потребность в общении;
стремление ходить в школу ради получения новых знаний.
Мотивационная готовность
Она является одной из важнейших составляющих психологической готовности к школе. Мотивация заключается в наличии у ребенка внутренних побуждений к активности, при помощи которых дошкольник осознает необходимость и важность обучения. Наличие у ребенка мотивации положительно сказывается на учебном процессе и успеваемости.
Мотивационную готовность к школе можно определить по таким признакам:
ребенок хочет учиться, расстраивается и переживает, если у него это не получается;
есть стремление узнать что-то новое с целью саморазвития;
дошкольник интересуется учебой с целью получения знаний, а не как новым видом игры;
ребенок положительно думает о школе, хочет туда ходить;
будущий первоклассник относится к учебе как к новой обязанности, стремится достичь успехов и получить поощрение в виде хороших оценок и похвалы от взрослых.